Чайные истории
28 февраля 2018 г.
Исследование Пекинского университета подтвердило, что чай способствует творческому мышлению
Отличные новости для ценителей чая: ваш любимый напиток — секретное оружие для решения креативных задач. Это доказывают исследователи Пекинского университета, которые опубликовали результаты своего двойного эксперимента в научном журнале «Food Quality and Preference».

Это уже не первое исследование о влиянии чая на креативность, но первое, в котором представлены внушающие доказательства

Предыдущие исследования показали, что употребление чая позитивно влияет на творческое мышление. В 2015 году учёные сообщали, что чай улучшает настроение, повышает концентрацию и внимание и благоприятно воздействует на мозг в решении творческих задач. Исследования 2015 года также выявили связь между употреблением чая и ростом творческих способностей. Однако свежее исследование Пекинского университета оказалось первым, которое приводит уверенные доказательства прямого воздействия чая на креативность.

Как проводилось исследование

Учёные привлекли к исследованию 90 студентов. Пятьдесят человек для первого эксперимента, сорок — для второго. Студенты были случайным образом распределены на две группы. Одной группе студентов предложили чай, а другой — воду.
До того как начался основной эксперимент, исследователи пригласили каждого участника пройти небольшое собеседование. Им задавали простые вопросы: имя, номер телефона и базовую информацию об их образовании. Во время этой беседы исследователь наливал себе и участнику эксперимента напиток, который был случайным образом определён для студента. Разговор продолжался до тех пор, пока участники не закончили свой напиток (необязательно полностью). Каждая беседа длилась около 3 минут.

Первый эксперимент

После беседы с исследователем за чашкой чая или воды студенты проходили испытание.
Фабрика игрушек собирается запустить новый набор конструктора. Им нужны готовые модели. Спроектируйте модель из конструктора так, чтобы она была максимально привлекательна, используя как можно больше элементов в отведённое время. После того как вы закончите задание, фотографии ваших моделей будут показаны судьям.
Участникам также сообщили, что если их модели будут оценены высоко, они смогут заработать больше денег. На самом деле, всем участникам была выплачена одна и та же сумма. Им предоставили 10 минут на выполнение задания, после чего были сделаны снимки их работ. Другим 10 студентам, которые были не в курсе целей эксперимента, поставили задачу оценить модели по 11-балльной шкале по параметрам инновационности, эстетической привлекательности, универсальности и грандиозности.
Результаты показали, что оценки группы, которая пила чай, были намного выше, чем у студентов, которым предложили воду, — даже с учётом полового состава группы и объёма выпитого напитка. Исследователи обнаружили, что именно небольшое количество чая, около половины чашки, в течение короткого промежутка времени, всего 15 минут, влекут за собой усиление способностей к креативному мышлению.

Второй эксперимент

Во втором эксперименте участники также выпили чашку чая или воды за беседой с исследователями. После этого студенты получили задание — придумать название магазина-ресторана с учётом нескольких условий.
Открывается «лапшичная», и мы подбираем название. Пожалуйста, напишите как можно больше вариантов, которые вы считаете классными и привлекательными. У вас 20 минут. В соседнем кабинете находятся несколько судей, которые выберут наиболее подходящие варианты. Мы передадим им окончательный список названий для оценки.
Участникам снова сообщили, что они смогут заработать дополнительные деньги, основываясь на полученных баллах. Другим 10 студентам не сообщили о целях эксперимента и предложили оценить полученные списки названий. Они выставляли баллы каждому варианту по критериям новаторства и игривости.
Как и в первом эксперименте, исследователи обнаружили, что студенты, которым был предложен чай, получили наиболее высокие баллы, чем студенты, которые перед экспериментом пили воду. Но на этот раз разница в результатах была зафиксирована только в одном параметре: инновационности. Не было отмечено существенной разницы между группами по показателю игривости названий или по количеству придуманных вариантов каждым участником в течение отведённого времени.

В итоге

Это исследование вносит ценный вклад в понимание воздействия чая на творческий потенциал человека и предлагает новый подход к исследованиям взаимосвязи между потреблением продуктов питания и напитков и улучшением познавательных способностей человека.
Исследователи подчёркивают: кофеин и теанин оказывают благотворное влияние на внимание, которое является неотъемлемой частью когнитивной функции.
Чай — это «усилитель настроения», и то, что он имеет такое потрясающее воздействие на творческие способности человека, даже на короткий период времени, вдохновляет.